Методические подходы в аквааэробике

>

Быстрее, выше, сильнее
Методические подходы в аквааэробике

image

Появление новых совершенных методов построения занятий в аквааэробике позволяют взглянуть по-новому на стандартное оборудование. Эти методы основаны на использовании либо непосредственно чувственного восприятия, либо слова, либо  практической деятельности. Хотелось бы поподробнее остановиться на методах, или, точнее, методических подходах, используемых для развития таких физических качеств, как гибкость, быстрота, сила, выносливость и координация. Наиболее широко применяемыми являются такие методические подходы, как равномерный, переменный, повторный, круговой и интервальный.

Равномерный подход
Основной методический подход, используемый в занятиях аквааэробикой. Он характеризуется непрерывной работой с относительно постоянной интенсивностью. Для занятия подбирается музыка с определенным темпом не выше 130 ударов в минуту, под которую выполняются упражнения. Нагрузка под музыку с таким темпом в пределах 130–160 ударов в минуту частоты сердечных сокращений считаются оптимальными для развития общей выносливости, так как потребность организма в кислороде удовлетворяется в процессе самой работы и кислородный голод не возникает. В этом пульсовом режиме мы можем без ограничения использовать любое оборудование. Силовое (гантели, сапоги, резиновые амортизаторы) и оборудование для кардионагрузки (тренажеры: беговая дорожка, велосипед). Легкое оборудование, способствующее минимальному дополнительному сопротивлению, такое как джогеры, перчатки, пояс (на глубокой воде). Равномерный метод применяется с любым контингентом, но в основном с группами начального обучения, возрастными группами и беременными.

Переменный подход
Он также не имеет ограничений в использовании оборудования, но требует специально подобранной музыки и более высокой квалификации инструкторов. Он представляет собой непрерывную физическую работу с изменяющейся интенсивностью. Метод обладает значительно большими педагогическими возможностями по сравнению с равномерным, так как позволяет совершенствовать не только общую, но и специфические виды выносливости. Суть метода состоит в том, что по ходу непрерывной продолжительной работы занимающимся периодически предлагаются отрезки с работой более высокой интенсивности. К примеру, во время выполнения упражнения «бег» (на беговой дорожке на мелкой воде или в поясе на глубокой воде) человек выполняет определенные ускорения, вызывающие рассогласование в деятельности различных систем организма. Такая многократная тренировочная работа приводит к повышению уровня работоспособности. Здесь практически не используется силовое оборудование, так как с дополнительным сопротивлением трудно выполнять ускорение.

Повторный подход
Этот метод абсолютно необходим для развития практически всех физических качеств. Он заключается в том, что одно и то же физическое упражнение, одна и та же стандартная нагрузка многократно повторяется через определенные промежутки отдыха. В результате этого занимающиеся привыкают к определенной нагрузке, и физическая работа осуществляется более экономно. Сами занимающиеся по истечении определенного времени чувствуют, что выполнение ряда упражнений дается легче, нагрузка чувствуется лучше и результат от тренировок  становится более явным. Этот метод применяется в группах начального обучения, когда занимающиеся только начинают изучать упражнения, «связки», комплексы базовых упражнений. Из оборудования лучше применять пояс на глубокой воде, а на мелкой возможны упражнения и без
оборудования.

Игровой метод
Игровой метод используется, в основном, для занятий с детьми, здесь предлагается широкий спектр обучающих и подводящих игр, которые способствуют развитию вашего ребенка. Но, как известно, взрослые – это большие дети, порой не отказывающиеся от игр, которые позволяют снять эмоциональное напряжение, забыть о стрессах и с удовольствием позаниматься.

Круговой метод
Этот метод заключается в том, что нагрузке, в определенной последовательности, подвергаются основные группы мышц – рук, ног, спины, живота. Данный подход позволяет качественно проработать каждую группу мышц, и в то же время, избегая их переутомления. Здесь можно использовать любое оборудование и в любых комбинациях, например, на одной «станции» используются гантели для рук и ног, на другой
– нудлы, на третьей – простое перемещение. Это может быть пояс вместе с джогерами, если занятие проходит на глубокой воде, или только джогеры, если это происходит на мелкой воде. Такой подход позволит не только проработать основные группы мышц, но и задействовать основные системы организма. Необходимо только грамотно определить порядок прохождения «станций» для удобного использования каждого оборудования. Круговой метод актуален при малом количестве занимающихся, поскольку при смене оборудования и «станций» затрачивается большее количество времени, по сравнению с другим методами. Самый удобный вариант для фитнес-клубов и для частных бассейнов, где можно воспользоваться одновременно стационарным тренажером, который можно поставить на дно на одну «станцию», и другое оборудование для аквааэробики, которое бы способствовало невесомому положению тела в воде. Очень удобно использовать этот подход в бассейнах с разной глубиной дна. Круговой метод также подразумевает активное использование тренажеров, таких как беговая дорожка и тренажеры для силовой тренировки на руки и на спину. В нашем обучающем ролике представлены некоторые упражнения, которые можно применить с использованием кругового метода.

Интервальный метод
Метод используется при кардионагрузке (для улучшения работы сердечно-сосудистой системы). Он эффективен и для снижения веса.  Заключается в чередовании нагрузки, с интервалами для отдыха, в определенном временном соотношении. Как правило, занятия проходят с достаточно большой интенсивностью, поэтому дополнительное оборудование должно быть минимизировано, не зависимо от того, какая вода – глубокая или мелкая. Очень удобно использование на глубокой воде пояса, перчаток и джогеров на ногах. Для более легкого варианта
можно убрать либо перчатки, либо джогеры. Данный метод целесообразно применять в тренировках с людьми, уже имеющими определенный уровень подготовленности. В процессе тренировок возможны использование как отдельно взятых подходов, так и комбинирование их в различных вариантах, с различным оборудованием. Применение этих подходов требует высокой квалификации тренера, инструктора и хорошее знание возможностей применения каждого из вида оборудования.

Захарова Яна Николаевна, соискатель
на ученую степень, Магистр по спорту
и системе подготовки спортсменов,
международный презентер российских
и зарубежных акваконвенций
Марков Игорь Евгеньевич, Российский
государственный университет
физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Подписаться на новости: